Top.Mail.Ru
USSR Champion
1946
1947
1948
1950
1951
1970
1991
USSR Cup
1945
1948
1951
1955
1991
Russia Champion
2003
2005
2006
2013
2014
2016
Russia Cup
2002
2005
2006
2008
2009
2011
2013
2023
Russia Supercup
2004
2006
2007
2009
2013
2014
2018
UEFA Cup
2005
Last events

Matches CSKA

Standing

Player Stats

Chalov
9
Chalov
Forward
14
Zabolotny
91
Zabolotny
Forward
10
Gajic
22
Gajic
Defender
5
Musaev
11
Musaev
Forward
4

Человек, говоривший правду прямо в глаза

юбилея меньше десяти месяцев.

Человек, говоривший правду прямо в глаза

 
статистика читаемости

ПАМЯТЬ

 

 

18 сентября исполнилось бы 60 лет заслуженному тренеру России Павлу Федоровичу Садырину, но он не дожил до юбилея меньше десяти месяцев. Садырин умер 1 декабря 2001 года после тяжелой болезни. Он давно знал, что жить ему осталось немного, тем не менее продолжал тренировать ЦСКА чуть ли не до дня смерти. В то время как любой другой на его месте наверняка давно потерял бы интерес к жизни, наставник ЦСКА до конца оставался на своем боевом посту. Тем самым Павел Федорович Садырин еще раз показал, каким мужественным человеком он был.

 

ВСЕНАРОДНЫЙ ТРАУР

 

 

Павел Федорович Садырин родился в Перми, играл в Ленинграде, работал в России, Украине, Узбекистане, оставив яркий след во многих городах и командах бывшего СССР. Поэтому можно смело сказать, что 1 декабря прошлого года траур был всенародным.

Садырин, обладавший педагогическими способностями, тренерским, организационным талантом был одним из тех, кто перевернул сознание наших людей, сделал отечественных футболистов профессионалами.

В 23 года он дебютировал в «Зените», когда в активе команды был только один выигрыш Кубка СССР в далеком военном 1944 году. Спустя много лет под руководством Павла Федоровича ленинградский клуб в 1984 году впервые завоевал звание чемпиона СССР. Новый выпускник ВШТ Садырин сразу обратил на себя внимание вдумчивой, неординарной работой. Не случайно позже именитый ЦСКА под его руководством победил и в чемпионате, и в Кубке СССР, а сборная России вышла в финал чемпионата мира. Но почему-то чуть ли ни после каждого успеха в жизни Павла Федоровича обязательно наступала черная полоса. Он вынужден был покинуть и «Зенит», и ЦСКА, и сборную России. Манера работы Садырина нравилась далеко не всем, но, видимо, не это было главной причиной его досрочного освобождения из команд, которые он приводил к победам. Объяснение, вероятно, следует искать во вспыльчивом характере Садырина, который всегда говорил правду только в глаза, не задумываясь о последствиях сказанного.

20-летний тренерский путь Садырина не был, разумеется, безупречным и беспроигрышным — случались и провалы. Но о достижениях человека следует судить не только по его победам, но и по тому, как он преодолевает трудности. На жизненном пути Садырина преград было немало, и они оказались теми самыми каплями воды, которые точат камень.

Сегодня на могилу Садырина на Кунцевском кладбище придут его родные, друзья, коллеги. А накануне мне удалось поговорить о Павле Федоровиче с некоторыми из них…

 

ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

 

 

Татьяна САДЫРИНА:

 

 

— С Пашей мы познакомились в Московском институте физкультуры, где я работала. Встреча эта закончилась счастливым браком, который оборвала лишь смерть. Я горжусь, что была женой этого мужественного человека. Для меня же Паша являлся самым дорогим человеком, и я старалась, чтобы он стал еще и самым счастливым на свете. О страшной болезни он знал давно, тем не менее никогда не жаловался, сохранял бодрость духа, желание работать до последних дней, и я благодарна руководителям ЦСКА за то, что они предоставили ему такую возможность. В последнее время, когда у Паши не хватало сил, чтобы одеться, я сопровождала его на тренировочную базу Ватутинки, где помогала мужу надеть спортивную форму. Он выходил на поле, проводил полноценные занятия, продолжавшиеся до двух часов, шутил с ребятами, сам бил по мячу, а когда возвращался в тренерскую комнату, то нередко падал от усталости и боли. Игроки же не догадывались о том, как тяжело давались моему мужу тренировки. А если кто-то и знал об этом, то делал вид, что наставник по-прежнему здоров и силен, ведь Павел Федорович не терпел жалости к себе. Это был, повторяю, очень мужественный человек, талантливый тренер, остававшийся при этом простым пахарем с золотыми руками. Однажды я спросила у мужа, чем он займется, если вдруг ему придется уйти из футбола, и он меня успокоил, сказав, что он сможет работать и шофером, и автомехаником, и электриком, и строителем. И действительно, в свободное время он не сидел у телевизора, а делал что-то по хозяйству, причем находил занятие даже в гостях. Борису Игнатьеву, например, отремонтировал машину лучше, чем на любой станции техобслуживания, а Юрию Семину на даче сделал электропроводку. Вот такой был у меня муж.

 

Вячеслав КОЛОСКОВ:

 

 

— На Павла Садырина я обратил внимание, когда он был еще капитаном «Зенита», хорошо я узнал его в начале 80-х, когда ленинградская команда, не имевшая ярких игроков, стала одним из лидеров отечественного футбола. Тогда я несколько раз специально ездил в Ленинград знакомиться с особенностями работы молодого наставника Садырина. У меня сложилось мнение о нем как о современном тренере, поэтому не случайно спустя несколько лет именно ему я предложил возглавить первую сборную России.

 

Борис ИГНАТЬЕВ:

 

 

— С Павлом Садыриным впервые я встретился в конце 70-х годов, когда поступил в ВШТ. В одной группе с ним учились мои друзья Геннадий Костылев, Эдуард Малофеев, и неудивительно, что мы нередко вместе проводили свободное время. А 10 лет назад судьба свела нас в кабинете президента РФС Колоскова, который предложил Садырину возглавить сборную России, а тот, в свою очередь, пригласил меня и Семина помогать ему. Павел Федорович беззаветно любил свою работу, знал футбол от «А» до «Я», легко находил общий язык с футболистами. Мог, правда, вспылить, обидеться, но злопамятным никогда не был.

 

Анатолий КОРШУНОВ:

 

 

— С Павлом Садыриным я учился в одной группе ВШТ, и считаю, что он был одним из самых ответственных слушателей. Тем сильнее удивился, когда узнал, что его не включили в число стажеров в зарубежные клубы — дирекция ВШТ для командировок за границу выбрала других людей. Я, как профорг группы, добился приема у председателя Спорткомитета СССР Сергея Павлова, рассказал ему обо всем, и тот дал указание директору школы Варюшину направить Садырина на стажировку за рубеж. Павла направили, правда, не в голландский или английский клуб, куда он рвался, а в Болгарию. Однако это не помешало ему так подготовиться к будущей работе, что после окончания ВШТ он дважды выигрывал чемпионат СССР, а сборную России вывел в финал чемпионата мира в США.

 

ПИСЬМЕННЫЙ УЛЬТИМАТУМ

 

 

В конце 1993 года, когда сборная России, возглавляемая Павлом Садыриным, выиграла путевку в финал чемпионата мира в США, в отечественном футболе произошел настоящий бунт. Несколько ведущих игроков написали ультимативное письмо, в котором потребовали: либо уходит главный тренер сборной, либо они откажутся участвовать в чемпионате мира. Это был чувствительный удар и по отечественному футболу, и по самолюбию Павла Федоровича.

 

Татьяна САДЫРИНА:

 

 

— Паша очень сильно переживал, узнав о письме, и главное, он не понимал причины случившегося: взаимоотношения в сборной были нормальные, команда досрочно выиграла отборочный цикл, и вдруг такой удар ножом в спину. Но потом ему объяснили, что это была идея не игроков. Он узнал, кто пожертвовал ими, словно пешками в остром дебюте. Но Паше легче не стало от этого. Ведь не он подписывал всевозможные бумаги, заключал контракты с фирмами, с футболистами. В итоге проиграли все — и сборная в США выступила плачевно, и нервы моему тренеру потрепали.

 

Борис ИГНАТЬЕВ:

 

 

— Девять лет назад мы заканчивали отборочный турнир чемпионата мира в Греции. С турнирной точки зрения встреча с хозяевами для нас не имела большого значения — мы думали уже о предстоящей жеребьевке, о финале в США. Проигрывать, разумеется, никто не хотел, а когда это все-таки случилось, все были раздосадованы. Садырин, например, после финального свистка на беговой дорожке даже ударил ногой по стулу. Но то, что случилось после игры в раздевалке, повергло нас, руководителей сборной, в шок. Группа игроков потребовала отставки Павла Федоровича. Паша остался, поскольку не считал себя в этой ситуации в чем-то виноватым, хотя за место главного тренера не держался. Позже многие отказники осознали свою ошибку, рассказали, кто подтолкнул их на этот нелепый шаг. Но все эти признания и раскаяния не могли поправить подорванное здоровье их бывшего наставника.

 

Вячеслав КОЛОСКОВ:

 

 

— Случай с письмом ведущих футболистов сборной России, отказавшихся играть в команде Садырина, еще раз убедил меня в том, что это был человек с сильным, волевым характером. Далеко не каждый тренер в этой ситуации выдержал бы мощный прессинг со стороны государственных организаций — Госкомспорта СССР, Олимпийского комитета. Но Садырин выстоял, остался в сборной до конца чемпионата мира в США. Правда, его команда выступила там так же неудачно, как и сборная под руководством Романцева в Японии, но на то были совершенно другие причины.

 

Игорь ШАЛИМОВ:

 

 

— В 1993 году я был капитаном сборной России, так что к скандалу, разразившемуся в команде за полгода до поездки в США, имел прямое отношение. Тогда, напомню, группа ведущих игроков подписала письмо, в котором высказывались претензии в адрес главного тренера Садырина, и наше желание заменить его. Но все закончилось не в нашу пользу — и мы отказались участвовать в чемпионате мира, и сборная без многих лидеров в США выступила слабее. Тем не менее лично я своей вины не чувствую. Футбольная команда, особенно сборная, – это очень сложный организм, все взаимосвязано, и если у кого-то что-то разлаживается, то это обязательно сказывается и на состоянии всего коллектива. Да, проигрыш последнего матча в Греции не мог нас лишить права играть в финале. Однако эта встреча оказалась последней каплей, вызвавшей наводнение в российском футболе. Понятно, все это отразилось и на наших отношениях с Садыриным и, надо полагать, на его здоровье. Я сожалею о том, что за годы, прошедшие с тех пор, мне не удалось встретиться с Павлом Федоровичем и в спокойной обстановке, когда ничего уже нельзя изменить, обменяться мнениями и пожать друг другу руки, тем более что к нему, как к человеку, ни у кого из ребят никогда не было претензий.

 

БОЛЕЗНЬ НЕ СЛОМИЛА САДЫРИНА

 

 

Татьяна САДЫРИНА:

 

 

— Паша задолго до смерти знал, что болен раком, тем не менее мужественно переносил все тяготы: и перелом ноги, и постоянные боли, которые временно затихали только после очередного укола. Так получилось, что первый матч в высшей лиге мой муж сыграл в «Зените», а спустя много лет, но уже в качестве главного тренера ЦСКА, провел встречу против своей бывшей команды. Этот матч стал его последней игрой. Врачи запретили ему ехать в Санкт-Петербург, но Паша, несмотря на высокую температуру, не послушался их. Теперь-то я понимаю, что та поездка была для него прощанием с городом, который стал ему родным, с «Зенитом», в котором он отыграл и отработал много лет. В день матча его отвезли в гостиницу, напичкали лекарствами, положили под капельницу, после чего он провел свою последнюю предматчевую установку. Вот, наверное, только тогда футболисты наконец-то поняли, как тяжело их тренеру.

 

Вячеслав КОЛОСКОВ:

 

 

— Последний раз я встречался с Павлом Садыриным в прошлом году во Владикавказе на матче «Алании» с ЦСКА. Выглядел он неважно, и я даже удивился, как в таком состоянии можно еще интересоваться футболом. Не сомневаюсь, что Павел Федорович отлично понимал необратимость процессов в своем организме. Тем не менее он оставался в строю не только в той встрече, но и в других, до конца сезона. Садырин оставил, безусловно, яркий след в истории отечественного футбола, стал примером честного отношения к любимой игре, к людям, посвятившим футболу свою жизнь.

 

КСТАТИ

В субботу, 21 сентября футболисты ЦСКА-91 и «Зенита»-84 проведут матч памяти Павла Садырина. Встреча начнется в 13.00 на основном поле стадиона «Песчаное» имени Федотова. Вход для болельщиков свободный.

В матче примут участие такие известные футболисты, как Дмитрий Галямин, Дмитрий Кузнецов, Владимир Татарчук, Олег Сергеев, Валерий Масалитин, Александр Гришин, Ильшат Файзулин. В матче выступят также питерцы Михаил Бирюков, Анатолий Давыдов, Дмитрий Баранник, Сергей Веденеев, Владимир Клементьев, Николай Ларионов, Борис Чухлов, Валерий Брошин, Сергей Дмитриев и другие.

Сразу после игры пройдет награждение ее участников, а затем состоится премьера документального фильма о Павле Садырине.

 

НАША СПРАВКА

 

Павел Садырин,

 

заслуженный тренер России, мастер спорта, родился 18 сентября 1942 года в Перми, умер 1 декабря 2001 года в Москве. Воспитанник группы подготовки пермской «Звезды».

1959—1964 — «Звезда» (Пермь),
1965—1975 — «Зенит» (Ленинград),
1970—1975 — капитан «Зенита».

В чемпионатах СССР сыграл 333 матча и забил 37 мячей.

1978—1987, 1995—1996 — тренер и главный тренер «Зенита»,
1988 — главный тренер «Кристалла» (Херсон),
1989—1992, 1997—1998, 2000—2001 — главный тренер ЦСКА,
1992—1994 — главный тренер сборной России,
2000 — главный тренер сборной Узбекистана. "СС"


Share:
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Продолжая использовать наш сайт, вы подтверждаете согласие на сбор и обработку файлов cookie. Отключить их для нашего сайта можно в настройках браузера
Политика конфиденциальности